Коллеги бы немедленно указали мне на ошибку в заголовке поста. Дело в том, что формально слово «логотип» (от греч. logos слово и typos отпечаток) означает специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (или группы товаров данной фирмы) (Юридический словарь). То есть логотипом, по-хорошему, нельзя называть все подряд торговые знаки. А последнее как раз правильное. Но так уж сложилось, что заказчик привык использовать слово логотип и вряд это можно изменить.
Можно по-разному классифицировать товарные знаки, я создала свою классификацию, которая поможет понять уровень сложности исполнения того или иного вида и уровень цен. Разделение не строгое, один и тот же товарный знак запросто можно отнести к нескольким категориям.
СТАНДАРТНЫЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК
Словесный (логотип)
Это как раз тот самый логотип в чистом виде. Фирменное начертание названия компании, по-хорошему исполненное фирменным, специально-разработанным для компании шрифтом. Поскольку разработка шрифта — дело дорогое (но конечно же, любой каприз за ваши деньги), чаще всего за основу я беру уже существующие шрифты. Этот вид товарного знака я не рекомендую для киррилических длинных названий, так как русских шрифтов ограниченное кол-во, а «интересных» и красивых по пальцам пересчитать. То есть придать уникальный вид будет намного сложнее, чем латинскому написанию. В логотипе нет фирменного знака, но могут присутствовать небольшие графические элементы (например, огонь в логотипе «Zippo»)
Графический (фирменный знак)
Это узнаваемый уникальный графический символ, усиливающий визуальную идентификацию компании. Часто используется вместе с логотипом, но может и быть самостоятельным элементом.
Словесно-графический
В таком товарном знаке в равноправной мере присутствует как и фирменное начертание, так и фирменный знак, причем они неделимы, в отличие от комбинированного.
Комбинированный (фирменный блок)
Это соединение логотипа и фирменного знака (или других фирменных элементов, например слоган или фирменный персонаж) в единую композицию.
ЛЕТТЕРИНГ И ПСЕВДО-ЛЕТТЕРИНГ
Леттеринг — это противопоставление сути шрифта, который является набором символов (букв), из которых можно набрать текст в любом порядке использования этих символов. Один и тот же символ (буква) при этом будет точной копией другой. При использовании леттеринга же, буквы пишутся для определенного порядка букв, слов, предложений, создавая при этом гармоничную композицию. Переставь что-то местами и все развалится. Часто леттеринг выглядит как каллиграфия, поэтому сначала рисуются каллиграфические наброски и потом все это переводится в цифровой формат.
Если очень хочется, чтобы выглядело как леттеринг, но бюджет на разработку товарного знака низкий, можно его сымитировать, используя готовые каллиграфические шрифты и видоизменяя буквы для придания уникальности.
ЭМБЛЕМА
Эмблема, на самом деле, разновидность фирменного знака, как правило, с высоким уровнем детализации, но не всегда (например «BMW»). Но что действительно ее отличает, так это наличие смысла почти каждом элементе. Это как с татуировками — нужно четко понимать, что ты изображаешь, чтобы не попасть в неприятности. Также и тут, чтобы не попасть в просак, не советую создавать эмблему без участия специалиста по геральдике.
МОНОГРАММА, ВЕНЗЕЛЬ
Знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии одного или нескольких человек или даже аббревиатуры компании, почему нет. Вензель — это усложненный вариант монограммы, дополненной художественными элементами. Иногда — это настоящие произведения искусств.
ФИРМЕННЫЙ ПЕРСОНАЖ
Элемент фирменного стиля. Вымышленный герой, дополнение к визуальной айдентике компании.
ДОРАБОТКА ЛОГОТИПА
Например, у вас уже есть логотип, идея которого устраивает, но исполнение хромает. Или вы сами придумали, как должен выглядеть логотип и нарисовали на бумаге набросок, идею только нужно оформить. Или у вас есть логотип, но исходник утерялся и вам нужно только его отвекторить.